Описание товара
Михаил Филиппович Чепик (1925–2000).
Деревенский парень, земляк Василя Быкова, рожденный в деревне Залесье под Лепелем на Витебщине, неожиданно оказался на уровне самых новаторских поисков ХХ века. Он, даже не подозревая об aeropittura — аэроживописи, о более поздних исканиях и манифесте второй волны итальянских футуристов, делал, по сути, те же открытия в мировоззрении, цвете и перспективе.
Как мальчишка из белорусской глубинки, из многодетной семьи с неграмотной матерью и деспотичным отцом сумел пробиться в столицу, поступить в Московское художественное училище имени Калинина?
Сначала сельский учитель заметил, что мальчик тщательно перерисовывает картинки из букваря, и купил ему в городе краски и карандаши. А в 1940 году Чепик поехал в Москву с деревянным, сколоченным из досок, чемоданом, в домотканых штанах — председатель колхоза дал денег на железнодорожный билет.
Из Москвы отправили обратно, сказали порисовать с натуры: коров, дома — все, что видел. Год рисовал — и поступил. Ночевал в кладовке на топчане у сторожихи училища, которая его пожалела. Подрабатывал, как мог. Прозвище у него было «Мастак», так себя называл по-белорусски, пока не научился говорить по-русски. В 1943 году был призван в армию, воевал стрелком на 3-м Украинском фронте, брал Будапешт, закончил войну под Веной. Спасла контузия — перевели в госпиталь санитарам, и через два года после окончания войны он вернулся на родину. На трех его братьев мать получила похоронки.
В 1947 году в здании оперного театра открылось Минское художественное училище. Чепик был принят без экзаменов и учился у выдающихся педагогов Льва Лейтмана и Валентина Волкова.
О войне вспоминал часто: рядовым пехотинцем провел сутки в болоте и «заработал» на всю жизнь болезнь легких и чрезмерную нервозность.
Чепик окончил училище в 1951 году.
Что это был за выпуск, какие имена! Михаил Савицкий, Леонид Щемелев, Виктор Громыко, Матвей Басов. Кто воевал, кто был в концлагере... Разные художники, и Чепик равен среди них. Тогда не мог он знать, войдя в здание Оперного театра в 1947 году, что тот станет его вторым домом еще на 35 лет. Михаил Чепик был принят на работу художником-декоратором. На фотографиях он — с гитарой, кудрявый и худой, но начисто лишенный какой-либо богемности.
Обычное знакомство на улице с простой, милой темноглазой девушкой переросло в глубокое чувство, которому он был верен всю жизнь. Тася, его избранница, отсидела три года в лагере в Приморье за то, что сбежала с текстильного комбината под Москвой, где были невыносимые условия. Работала в ателье и отлично шила вручную, без машинки — как парижская портниха. Бывает, сошьет себе платье, наденет, актрисы театра обступят ее и охают. В семье Чепиков, как в сказке «Аленький цветочек», родились три дочери — Валентина, Людмила и Светлана, — которых художник лелеял, как мог. Они тоже впоследствии стали художницами, ведь в доме всегда пахло красками и лежали карандаши.
К Оперному театру привязался душою. Коллектив художественных мастерских был маленький и дружный, а Чепику нравилась совместная работа. Только вечерами и в выходные писал для себя. Конечно, его ценили не все: академий не заканчивал, а клеймо театрального художника было отметкой маргинальности. Да и собственно театральным художником он не был, исполнял чужие эскизы — дипломированных художников Николаева, Масленникова, потом Лысика. Оформил сам только пару спектаклей. Но этот деревенский уроженец, который 35 лет проработал в театре, мог по двум тактам узнать любую оперу и балет, и жену с ее четырьмя классами образования приучил к опере, арии из которых она знала наизусть.
Фактически, в годы социалистического реализма, в самый расцвет сурового стиля Чепик был интуитивный, но убежденный формалист — фовист и футурист — сторонник яркого открытого цвета и планетарного видения (хотя ни разу не летал на самолете). Он бы так себя не назвал, конечно. Но для него было важно не что писать, а как писать. Он умел выбрать неожиданный ракурс — часто с высоты птичьего полета. Цвет был его стихией, и мы не можем назвать в ХХ веке художника, настолько органичного в своем цветовом бешенстве. Чепик создал свой образ Минска. Реальная серость кирпичных пятиэтажек и бетонных панелек 1960-х превратилась в него в праздничную феерию города-мечты. Неужели это советский Минск? — задаешь себе вопрос, рассматривая его гуаши (он как театральный художник любил эту технику).
В последние годы, в суровые 1990-е, его мучили последствия военной контузии. Лучшие его картины за бесценок скупили итальянские галеристы. Приходилось даже зарабатывать, расписывая яйца и матрешки. Он стал нелюдим и мрачен.
Художник не дожил до своего 75-летия и персональной выставки во Дворце искусств. В 2002 году, уже после его смерти, эта выставка стала открытием для многих коллег.
//Материал взят из газеты Звязда. Название в газете: Футурыст з Опернага тэатра.//
Цена: по запросу
Остались вопросы?
Напишите нам и мы обязательно вам ответим!