г. Минск, ул. Комсомольская, 8
Мы работаем: пн-сб: с 11.00 до 19.00. вс: выходной.

"Толгская Богоматерь". Ярославль. 1690-1700 гг. Икона №1581

Артикул: 1581

Размер 44/37 см. НАЛИЧИЕ И ЦЕНУ УТОЧНЯЙТЕ!

Цена: по запросу

Описание товара

Толгская Богоматерь.

Ярославль. 1690-1700 года.

ТОЛГСКАЯ, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Явление этой чудотворной иконы последовало в 1314, во время управления Российской Церковью св. митр. Петром. Еп. Ростовский и Ярославский Прохор, в схиме Трифон, обозревая свою паству, посетил монастырь св. Кирилла Белозерского, а оттуда поехал водою вниз по Шексне на Волгу к Ярославлю. За семь верст от города он остановился на правом населенном берегу Волги и, взошедши на гору, велел раскинуть тут на берегу палатку для ночлега против того места, где впадает в Волгу на другой ее стороне р. Толга и где был в те времена дремучий лес. Когда все уже спали, епископ проснулся в полночь и с удивлением увидел яркий свет, озарявший окрестные места. Он вышел из своей палатки и увидел огненный, необычайно светлый столп на противоположной стороне Волги и мост, проведенный от берега к этому столпу через Волгу. Усердно помолившись Богу, епископ взошел на видимый им мост, но то была сгущенная сверхъестественною силою вода, по которой он шел, как по дереву. Перешедши на другую сторону реки и приблизившись к огненному столпу, епископ увидел образ Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках. Образ стоял на такой высоте, что человеку нельзя было достать его руками. Долго молился он пред образом со слезами и коленопреклонениями и потом пошел в обратный путь и забыл свой жезл на том месте, где молился. Тем же путем по Волге он вернулся в свою палатку, нашел всех спящими и никому не объявил о своем видении и о хождении за Волгу. На другой день, по окончании утрени, когда епископу надобно было садиться в лодку, слуги его стали искать его епископский жезл и нигде не могли найти. Тут епископ уразумел, что Бог хочет сделать известным виденное им чудо, но ничего не мог произнести от слез, а только указал перстом на то место, где забыл свой жезл. Затем тихим голосом он пересказал о своем видении за Волгою и послал своих слуг за жезлом. Когда слуги переехали реку, то увидели в лесу икону Пресвятой Богородицы, но не на воздухе, а на земле, между деревьями, а около иконы епископский жезл. Благоговейно помолились они пред святою иконою и, взяв жезл, возвратились и рассказали епископу, что видели. Тогда он сам со всеми бывшими при нем людьми переправился через

Волгу и, увидев икону, узнал, что это та самая, которую он видел на воздухе при свете огненного столпа. Он возрадовался духом, пал пред иконою и долго со слезами молился, а также молились и все бывшие с ним. После молитвы епископ взял топор и своими руками стал рубить лес, приготовлять деревья и очищать место для построения церкви; спутники его разделяли труды святителя, и тут же немедленно заложена была церковь. В то же время жители Ярославля, узнав о чудесном событии, устремились многочисленными толпами к тому месту и, поклонившись новоявленной иконе, усердно содействовали сооружению церкви, так что она была окончена к полудню. Епископ освятил церковь вечером того же дня во имя Введения Богородицы и установил праздник явления ее иконы 8 августа. Он при церкви учредил монастырь и тогда же назначил для него игумена. Так основалась сперва малая, а со временем великая обитель, существовавшая доныне под именем Толгской, от речки Толги. Со дня явления Толгской иконы Богоматери стали совершаться от нее благодатною силою великие чудотворения.

Иконография данной иконы – это Елеу́са (греч. Ελεούσα — милостивая, милующая от έλεος — сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с Младенцем Христом, сидящим на Её руке и прижимающимся щекой к Её щеке. Средник данной иконы занимает поясное изображение Богородицы. Левой рукой Она поддерживает Младенца Христа, полусидящего, в полный рост. Правая рука Богоматери приподнята к груди в указующем жесте на Младенца. Христос обнимает Богоматерь за шею, нежно прижимаясь щекой к Ее щеке. Лики святых даны в три четверти. Лик Богородицы написан в экспрессивной скорби, Ее взгляд устремлен на молящего. Лик Христа по-детски наивен и умилен, он полон любви к Матери.

Богородица облачена в синюю тунику, поверх которой накинут малиново-пурпурный мафорий с золотой каймой. Золотые звезды Приснодевства сияют на челе и плечах.

Богомладенец облачен в синий хитон и синий гиматий. Складки одежд святых написаны в свободной, экспрессивной манере, характерной для позднего барокко – такой стиль называется маньеризм. Иконы в таком стиле очень редки для православной традиции.

Нимбы прочерчены тонкой золотистой линией по оливково-зелёному фону и слегка притемнены к краям, что характерно было для икон строгановских писем конца XVI – начала XVII веков.

Нимб Христа—крестчатый с сакральными буквами: WHO - три греческие буквы – O (омикрон), W (омега) и N (ню), образующие слово Сущий. Это надписание имеет принципиальный характер, поскольку указывает на Божество Иисуса Христа. Сущий – одно из имен Божиих (Исх. 3:14). В греческой традиции буквы располагаются так: слева O (омикрон), вверху – W (омега), а N (ню) справа. На русских иконах омега иногда заменяется церковно-славянской буквой Oт, и порядок расположения букв иной, чем на греческих иконах: слева Oт, вверху О (он), а справа – Н (наш). Нимб Богоматери выходит на поля за границы средника в виде арочного завершения композиции.

Фон иконы - светлый оливково-зелёный. Поля темно-оливковые. На полях у нимбов имеются сакральные обозначения святых: у Богородицы – МР ОУ, у Спасителя – IC XC. Слева от Богородицы написано название иконы: W(БРАЗЪ) П(РЕСВЯТОЙ) Б(ОГОРОДИЦЫ) ТОЛ(Г)СКІЯ.

На полях имеются фигуры предстоящих небесных заступников заказчиков иконы на фоне ярко-алых фигурных фестонов с темным сине-зеленым позёмом.На иконе справа изображен—Св. ап. Андрей, слева—Св. муч. Дария.

Опушь на иконе двойная: киноварная и темно-зеленая.

Доска липовая. 44Х37 см.

Похожие товары

Остались вопросы?

Напишите нам и мы обязательно вам ответим!